Нужно ли копировать чужие работы при обучении рисунку или живописи?

Мысли о вопросах обучениея рисованию и живописи
Раньше система художественного образования включала в себя гораздо больше копирования чужих работ хороших мастеров. Это было абсолютной нормой, но с конца 19 века стали меньше копировать. В наше время этот процесс минимизирован.

Копирование в художественных вузах

Несколько лет назад в процессе обучения каждый делал минимум две копии рисунков старых мастеров. В современной системе образования программа составлена так, что студенты практически не делают копий. Это породило такую странную систему, что и в рисунке и в живописи и в профессиональной сфере, в композиции, разработке каких-то концептов считается, что художники должны делать что-то свое и не имеют право что-то брать из других работ. Получается, что художники и не копируют и не работают. Очень мало появляется работ под чьим-то влиянием.

В этом смысле, если начать с рисунка, то конечно надо копировать, и художник постоянно должен предметно смотреть на чужие работы, учиться у них приемам, копировать техники. Например, как начинается тень на переломе формы на щеке, как она сделана. Качественные техники должны применяться в работах.

Современное художественное образование

Сейчас получается разрыв современного искусства и старых работ мастеров. Копирование не развито, грамотно не осознано. Если привести пример из жизни, можно сравнить создание работы с игрой в теннис. Можно назвать техники игры копией и упрекать игроков в том, что они должны создать что-то свое. А между тем, здесь преемственность неизбежно. Точно так же и в искусстве.

Однако в реальной жизни преемственность не происходит потому, что художники мало и редко копируют. Художники должны заострить внимание, заметить техники и приемы, в этом смысле копирование полезно.

Творческая индивидуальность

Чтобы понять, зачем нужно копирование в искусстве, давайте продемонстрируем это на примере. Представьте себе атмосферу художественного ВУЗа. В коридорах висят картины предыдущих старших курсов, мастеров, лучшие работы за много лет. На просмотрах студенты видят, как работают старшие курсы. Рядом работают более сильные товарищи, и ученики берут с них пример. Однако может быть неадекватная реакция, что форматируют людей, вся мастерская пишет как один человек. Обычно так считает неквалифицированный специалист, например, родители студентов.

Надо понимать, что творческая индивидуальность не страдает от копирования. Нужно работать эффективными приемами и техниками, которые можно почерпнуть из работ старых мастеров. Поэтому в искусстве происходит преемственность.

Художники, которые работают с цифрой, могут скатиться до читерства. Это чрезмерное копирование, буквально срисовывание других работ.
Такое может произойти невольно, в силу внешних обстоятельств. Даже при независимом друг от друга творчестве все используют схожие техники и приемы. Разграничить понятия копирования и читерства непросто. Это спорный вопрос, и он возникает регулярно.
По материалам видео-лекций Олега Торопыгина. / Студия Олега Торопыгина

Хотите открыть для себя увлекательный мир рисования, живописи и творчества?

Приходите на наши курсы для взрослых!